«Запорожцу» исполняется 61 год: интересные факты о самом дешевом советском автомобиле

25 Нояб 2021

Автоэксперт Никита Гудков рассказал некоторые интересные факты об истории советского "Запорожца", которому ноябре этого года исполняется 61 год.


 

«Запорожец» (экспортные обозначения для стран Западной Европы — Jalta, Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).

Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:

В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;

В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.

Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона.

«Горбатый», «Кругленький» и «Чебурашка» — так в советское время называли «Запорожец». Первая партия автомобилей была выпущена ровно 61 год назад, в 1960 году, когда в стране поняли, что чересчур дорогие «Москвич» (2511 рубля) и «Волга» (5100 рубля) не удовлетворяют потребностям граждан. Поэтому конструкторы создали маленький легко ремонтируемый «Запорожец», который продавался за 1 800 рублей. За основу был взят итальянский «FIAT 600»

Заместитель главного редактора ИД «За рулем» Никита Гудков рассказал о том, как важен был этот автомобиль для советского человека. Эксперт согласился, что главным преимуществом «Запорожца» являлась его доступность. Помимо этого, у машины было еще одно преимущество, которое отражало целую эпоху и культуру: приспособленность для инвалидов.

"Конечно, автомобиль эпохальный. Ничего подобного до появления ЗАЗ-965 у нас не было. Ключевое, что он принес нового для рынка, как сейчас говорят, а тогда — для людей, — это был автомобиль небольшой и от этого доступный, дешевый как при покупке, так и в эксплуатации. Потому что все, что было до этого — «Москвичи», «Волги» — это все автомобили более крупные, соответственно, не такие доступные", - рассказал iReactor автоэксперт Никита Гудков.  

Автоэксперт отметил, что изначально у «Запорожца» могли быть какие-то недоработки по качеству, потому что автомобили выпускались на заводе, который до этого производил только комбайны.

Никита Гудков отметил, что в России маленькие автомобили не прижились. Возможно, из-за климата, бездорожья или по другим причинам, но из машин того же класса осталась, пожалуй, только Kia Picanto.

Если говорить о российском рынке, то сейчас такие микролитражные, совсем маленькие автомобили практически вытеснены оказались. Это называется автомобили сегмента А. У нас фактически только Kia Picanto сейчас осталась из таких машинок. По самым разным причинам — и по технологическим, и по действиям правительства, потому что нововведения типа той же ЭРЫ-ГЛОНАСС, которые удорожают автомобиль, они на маленьких машинках к еще большему относительному удорожанию приводят, — объяснил эксперт ИД «За рулем».

Tver-Portal.ru – независимый информационный тверской портал, предоставляющий своим читателям актуальные и достоверные новости Твери и Тверской области. На сайте в оперативном режиме публикуется информация о самых интересных событиях в регионе, которую мы получаем только из проверенных источников.

Сетевое издание "Тверь-Портал" (Tver-Portal.ru) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 26.10.2021. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 - 82059

Учредитель: Иванов Д.Ю.

Главный редактор: Иванов Д.Ю.

Адрес редакции: 170027, Тверская обл., г. Тверь, ул. Бригадная, д. 55, пом. 8

Телефон редакции: 8(4822) 47-62-30

Электронная почта редакции: tverplanet@yandex.ru

Сайт может содержать материалы 18+