Снос пятиэтажек в Москве стал в последнее время одной из самых обсуждаемых тем в городе. Что ждет москвичей из пятиэтажек после переезда в новые квартиры? Этим вопросам посвящено большинство писем, пришедших в "РГ" на анонс "Делового завтрака" с главным архитектором города Сергеем Кузнецовым. С них и начался разговор в редакции с нашим гостем.
Сергей Олегович! Как вы относитесь к программе сноса пятиэтажной Москвы и строительства на ее месте бетонных монстров? Так сформулировала свой вопрос москвичка Ирина Александровна Маркочева.
Сергей Кузнецов: Сразу скажу, что такой программы нет. Но в столице есть большой жилой фонд, который в ближайшие 10-15 лет может стать аварийным. А это, согласитесь, серьезные предпосылки для того, чтобы включиться самым активным образом в решение этой проблемы. Поручение на это президента страны и мэра Москвы есть. Задачу, которую предстоит решить в процессе работы над ним, я считаю очень важной, так как у нас появляется шанс существенно улучшить территорию города, сделать ее более комфортной для проживания. Тем более что такой опыт у Москвы уже есть - он накоплен в течение последних двух десятков, когда были снесены более 1700 пятиэтажек первых серий панельного домостроения. Лично у меня немало родственников, которые благодаря этому переехали в новые квартиры и очень довольны этим.
Еще одно письмо. "Что со сталинскими пятиэтажками, - спрашивает Валентина Лаврова. - Они тоже пойдут под снос?"
Сергей Кузнецов: Как показывает практика, жители в Москве не хотят покидать сталинские дома.
Поэтому их трогать не будут. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин говорил уже, что переселение будет вестись только с согласия жильцов.
Cмысл новой программы - не просто заменить дома на другие, а предложить новую комфортную
городскую среду
"Мы с женой пенсионеры, у нас приватизированная квартира площадью 56 "квадратов". А социальная норма в Москве - 18. Не получится, что вместо нашей двушки нам дадут однокомнатную на 36 "квадратов"? - волнуется Виктор Васенин.
Сергей Кузнецов: Нет, меньше жилье ни у кого не будет. Площадь жилой части новой квартиры будет такой же, как и в старой. То же самое касается количества комнат. Более того, общая площадь, по оценкам экспертов, может увеличиться примерно на 20% за счет новых нормативов по нежилым помещениям - санузел, кухня.
Те, первые пятиэтажки в Москве сменили в основном семнадцатиэтажные дома. А сейчас что построят взамен кварталов, попавших под снос?
Сергей Кузнецов: Говорить об этом преждевременно. До тех пор, пока не проведено голосование среди жителей, которые могут попасть в программу.
Пока не составлены даже предварительные списки первоочередных домов, говорить об этом преждевременно. Архитекторы, проектировщики, эксперты включатся в работу, когда появятся стартовые площадки. Вот тогда мы привлечем через конкурсы всех специалистов, которые смогут нарисовать пилотные районы, спроектированные не по устаревшим СНИПам и СанПиНам, а руководствуясь лучшими наработками как из московского, так и международного опыта. Ведь смысл программы - не просто заменить одни дома на другие, а предложить новую одну городскую среду. Что сейчас происходит вокруг большинства пятиэтажек? Большая часть территорий хаотично заставлена машинами. Места обитания бездомных животных, где-то просто замусоренные площадки. Принципиально новая застройка позволит использовать землю более эффективно. Чтобы рядом был двор, безопасный для детей, на первых этажах домов - не соседи, а магазины, парикмахерские, кафе, словом, все то, что делает жизнь людей более удобной, когда не нужно за всякой мелочью куда-то далеко идти или ехать. В шаговой доступности - школа, детсад, спорткомплекс...
"А существующие сейчас в районах пятиэтажек школы, поликлиники, детсады тоже снесут вместо с домами?" - интересуется читательница "РГ" Наталья Черевко.
Сергей Кузнецов: Нет, конечно. Напротив, социальную инфраструктуру предстоит расширить. Ну, если только где-то очень ветхое здание, тогда может встать вопрос о строительстве нового.
И все-таки, какой этажности будут новые дома? Небоскребы, как в Москве-Сити?
Сергей Кузнецов: Нет, конечно, Москва - не Гонконг и не Нью-Йорк, у нее своя история, другая плотность. Хотя именно в таких городах с очень плотной застройкой самая дорогая недвижимость в мире. Но очевидно, что и в Москве этажность подрастет. Пятиэтажки для мегаполиса в наши дни - слишком большая роскошь.
И на сколько же, по вашей оценке, увеличится плотность населения в обновленных районах?
Сергей Кузнецов: Прямого подсчета пока нет. Навскидку - раза в два.
Когда реконструировали Пекин, построили районы 40-50-этажных небоскребов. У нас такого быть не может
Это много или мало по сравнению с мировым опытом реновации?
Сергей Кузнецов: Точно такого опыта ни у кого нет. В бывшей социалистической Германии были панельки, но сравнивать их с московскими нельзя. Качество их домов изначально было лучшим. Да и само жилье там никто в собственность не раздавал. Жители брали его в найм, а следили за его состоянием владельцы фирм, которым дома принадлежат. Поэтому и результат иной. Много сносит и строит заново только Китай. Но и там тоже другой подход. Жилой фонд сносится еще более худшего качества, чем у нас, да и в другом масштабе. Когда реконструировали Пекин, сносили на огромных количествах гектаров одно-двухэтажные хибарки и вместо них строили районы 40-50-этажных небоскребов. В результате и плотность вырастала в 10-20 раз. У нас такого в принципе быть не может.
Сергей Кузнецов: Такого опыта реновации пятиэтажек, какой есть у Москвы, больше нет ни у кого. Фото: из книги "Sergey Kuznetsov Architecture Drawings"
Откуда же возьмутся стартовые площадки для новых кварталов, с которых стартует программа реновации? В Москве, как известно, практически нет свободной земли?
Сергей Кузнецов: Одним из плюсов рыхлой, зачастую неорганизованной застройки пятиэтажек 50-60-х годов является как раз то, что там можно найти свободные участки, либо занятые какими-либо временными постройками, либо зарезервированные под будущее строительство. Есть такие площадки и на прилегающих к жилым районам промышленных территориях.
Источник: РГ